Промышленный дизайн — продолжаем — мебель 2

Продолжая рубрику об иконах стиля в номинации промдизайн, Школа Дизайна №1 приготовила еще несколько историй.

Свой необычный стул Геррит придумал в 1918 году. Всем своим видом он проповедовал неопластицизм: собранный из параллелепипедов и труб элементарных форм. Такой вид стул имел, потому как Геррит считал, что тело не должно «тонуть» в мягких подушках. Человек должен двигаться вперед, его мышцы должны всегда находиться в тонусе. Поэтому красно-синий стул нарочито был создан неудобным, жестким с плоским сиденьем и спинкой. И он не сразу стал той расцветки, какой мы его знаем.

Сначала стул не был «красно-синим», а в 1923 году Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасил его в «основные цвета»: желтый, красный, синий, черный. Первоначально фотография стула была напечатана в журнале группы «De Stijl» («Стиль»), в состав которой входил Ритвельд, после чего имел большой успех и экспонировался в выставках Баухауз.

Геррит: красно-синий стул

Геррит: красно-синий стул

Сейчас стул находится в MoMA (Музее Современного Искусства) в Нью-Йорке. И считалось, что он никогда не был отдан на серийное производство. Но вполне возможно, что все обстояло иначе. Потому что в начале 2000-х годов на заброшенной мебельной фабрике Хопни были найдены части красно-синего стула. Поэтому, остается загадкой, знал ли автор, что его объект собираются поставить на конвейер или он остался на его памяти для всех лишь произведением искусства.

А недавно красно-синий стул получил продолжение своей истории в редизайне дизайнерской группой Mal. Они заменили плоское, жесткое сиденье и спинку оригинального стула на мягкую, провисающую по принцип гамака, ткань, превратив красно-синий стул в красно-синий шезлонг. В итоге получился достаточно дерзкий вызов философии самого Ритфельда и стул, который по своей сути был неудобный, стал комфортным по изначальному требованию к самим шезлонгам, как таковым.

Красно-синий стул от Mal

Красно-синий стул от Mal

Еще одна интересная история случилась с креслом La Chaise, которое разработали Чарльз и Рэй Имзы. После окончания второй мировой войны людям не хватало дешевой доступной мебели. И в ответ на эту потребность MoMA (Музей современного искусства) организовали международный конкурс недорогой дизайнерской мебели.

Конкурс состоялся в 1948 году и имел огромный общественный диссонанс: о себе заявила 31 страна и было приготовлено и 3000 прототипов. Так, что решение жюри пришлось отложить для полного ознакомления с работами всех участников. La Chaise, до этого планировавшийся бюджетным, к сожалению, таковым не удался. Стул был выполнен из двух оболочек стекловолокна и проложен резиной между ними.

Сиденье крепилось на крестообразное деревянное основание с помощью пяти металлических стержней, а в самом сиденье сделано отверстие, для визуального облегчения конструкции.

Стул La Chaise

Стул La Chaise

Стул получился невероятно эргономичным, он словно обнимает тело человека, сидящего в нем. И хоть этот объект не выиграл конкурс, но итоговая работа до сих пор известна и узнаваема. Не пройдя в конкурсе по стоимости изготовления, La Chaise был одним из самых заметных конкурсных дизайнов.

К слову, Имзы все-таки заняли на конкурсе второе место. Но с другим стулом. А La Chaise получил имя и имеет свою форму, будучи созданным в честь франко-американского скульптора Гастона Лашеза, чья скульптура «Плывущая женщина» может удобно разместиться в кресле не меняя позы.

Гастон Лашез: скульптура "Плывущая женщина"

Гастон Лашез: скульптура «Плывущая женщина»

А еще Имзы проектировали игрушки для детей из гнутой фанеры. Так, например, был создан деревянный слон всего в двух экземплярах (1943-1944 год). А в 2007 году выпущены уже в массовом производстве эти же слоны в честь сто-летия дня рождения Чарльза Имза.